Крымский “Багратион” (история, видео-обзор корабля)
Речной теплоход “Князь Багратион” у мыса Меганом. 🚢
Большая часть крымских красот – ухожена, восстановлена, обеспечена охраной и в итоге радует путешественников, а жителям Крыма дает возможность заработать. 💰Однако посчастливилось не всем объектам… В аутсайдеры попал и памятник истории, пароход «Князь Багратион». ☹️ Вот уже двадцать пять лет, как он ржавевает на берегу около Судака, у мыса Меганом, и изменений к лучшему в его судьбе не ожидается…
Счастливое начало и плохой конец… 🕛
А начиналось все отлично – более 100 лет назад. Большой речной пароход в был построен для общества «Кавказ и Меркурий» в Коломне, далёком в 1912 Г. 👉 Кораблю было дано название в честь героя войны 1812 г., генерала Багратиона 🎖️
Корабль получился роскошным. Есть сведения, что на церемонии его спуска на воду присутствовал сам Император. 🤴 Пароход был рассчитан на 340 пассажиров. При размерах корабля 90х12 метров – тесно в нем не было. Для изготовления корпуса использовали германский сплав лучшего качества. Двигали теплоход вначале два паровых двигателя, замененные позднее дизелями. Наибольшая скорость «Князя Багратиона» могла достигать 21 км/ч.
Судно было речным и начало свою трудовую деятельность на Волге. Революция не смогла ей помешать – только в 1919 г. официальное название теплохода поменяли на «Товарищ Маркин», в честь умершего комиссара Волжской флотилии. 🤫 Однако неофициально он назывался как и раньше, продолжая делать свою работу – возить по Волге людей. Пассажиры послевоенных лет отлично помили этот корабль – с прекрасной отделкой внутренних помещений, с опытной, но радушной командой, которая допускала общение пассажирами и даже разрешали зайти “побеседовать” в служебные помещения – ведь никто в те времена не страшился терроризма, вредительства и промышленного шпионажа соперников.
Ветеран речного флота пережил всех «братьев» по серии. Его трудовой стаж составил семьдесят два года. ⏳ Однако в 1991 г. старый теплоход все таки списали, а вскоре (в духе «вольного рынка») продали частнтму владельцу в Республику Крым. 🎟️
Дальше в биографии корабля возникают неясные моменты. Известно, что в 1992-1994 гг. оно «работало» плавучим рестораном в Феодосии и имело популярность. Однако непонятно, почему при этом корабль вдруг попал на берег, в бухте Капсель, около Судака. Говорили о планах сделать в нем плавучий отель, но местное население не увидело каких-то поползновений по переобустройству теплохода.
🤷♂️ На данный говорят и об экскурсиях на «Князя Багратиона», о разработке в нем туристской станции. 🏕️ Но сейчас туристы, которые приезжают на отдых к мысу Меганом, наблюдают ржавеющий корпус и охрану в лице порванной и накренившейся сетки-рабицы.
Сказочные истории о кино 🎬
Не помогают брошенному теплоходу даже окружающие его легенды, которые создают определенный загадочный флер вокруг добросовестной трудовой биографии. 👉 А именно, распространен рассказ, как будто конкретно «Князь Багратион» (в бытность «Товарищ Маркин») сыграл «Ласточку» в «Жестоком романсе», став таким образом первой площадкой для съемлк известного «Лохматого шмеля». 🎥Однако красивая история далека от правды. «Ласточку» играли целых два теплохода, но никто из них не был «Князем Багратионом».
Вторая история возникла не так уж и давно. Любители острых чувств, которые перебрали кино и игры «Сталкер», временами забираются вовнутрь теплохода. Они сообщают, что не так давно нашли открытой одну из 3-х дверей, ведущих в карцеры для провинившихся матросов. Мелочи? Однако «сталкеры» клянутся, что до этого все эти двери были наглухо закрыты, и они никак не могли попасть внутрь. А сейчас… как будто кто-то “вышел” из унылого по виду и назначению помещения… Однако все имеющиеся легенды пока не в силах поменять судьбу «Князя Багратиона» к лучшему.
Остатки величия корабля «Князь Багратион». ⚓ Может быть, возрождению теплохода несколько мешает и его сегодняшнее размещение. Он стоит на мели, практически на берегу – эта территория даже не Судака. Корабль располагается в бухте Капсель, недалеко от мыса Меганом – место прекрасное, но лишенное инфраструктурных объектов и обычного подъезда, что и не дает предпосылок для реконструкции/переобустройства этой достопримечательности Крыма.
Его окружает условный забор из старой рабицы с предупреждающими надписями. Не перелезет через него лишь ленивый. Сплетни об охраннике – не подтверждаются, о собаках же – полностью, но они не сторожевые, а просто бродячие.
Искатели острых чувств, забиравшиеся вовнутрь, заявляют, что в принципе заброшенный корабль (для 20 с излишним лет беспризорности) сохранился хорошо. Серьезно пострадали трюм и нижняя палуба, а на 2-ух верхних сохранилась отделка кают, кое-какая мебель, зеркала, даже пианино играет (расстроено, но все же). Передвигаться по «Багратиону» бывалые сталкеры рекомендуют с осторожностью, т.к. считают, что здесь не небезопасно.
Насчет перспектив восстановления корабля мнение окружающих не оптимистично. Все считают, что это потребует очень больших вложений – восстанавливать и переделывать придется почти все. Врядли какая-то частная компания сочтет подобное дело выгодным. На правительство нет особенной надежды – теплоход не является охраняемым, либо музейным объектом. И каждый новым год, проведеный на берегу, с учетом всех капризов погоды, уменьшает возможности корабля на новую жизнь.
Как добраться ? 🚍
Доехать сюда городским транспортом из Судака можно на рейсовом автобусе, нужная остановка – «Капсель» или “Меганом”. Здесь курсируют пригородные маршрутки, которые связывают Судак с Миндальным, Солнечной Равниной и Богатовкой, где можно снять жилье посуточно. 🏠🏡🏘️
Туристу на заметку:
🧭 Адрес: Россия, Крым, Судакский р-н, мыс Меганом, бухта Капсель
🌍 Координаты GPS: 44.825345, 35.037893.
🎶 Музыка в видео : Away – Patrick Patrickios
🗓️ Дата помещения : июль 2021
📸 Камера для съемок : #honor20
🎬 Съемка, монтаж : @mishaikon